Строительство домов и коттеджей под ключ

Офис 8(347)2355920  Бесплатный звонок  8(800)2345920  Консультация 8(917)4100006


    ГОСТ 20444-85 (1994) Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

    ГОСТ 20444-85

     

    УДК 534.836.2.08:006.354                                                                                    Группа Т34



    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР



    Шум

     

    ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

     

    Методы измерения шумовой характеристики

     

    Noise. Traffic flows. Methods of noise

    characteristic measurement



    ОКП 57 6200

    Дата введения 1986-01-01



    РАЗРАБОТАН

     

    Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

    Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя

    Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС

    Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР

    Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома

    Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме

    Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС

     

    РАЗРАБОТЧИКИ

     

    Г.Л. Осипов, д-р техн. наук; В.Е. Коробков, канд. техн. наук; В.А. Аистов; Б.С. Зотов; Г.В. Бутаков, д-р техн. наук; Н.П. Тагер, канд. техн. наук; А.С. Прохода, канд. техн. наук; Б.Г. Прутков,   канд. техн. наук; И.Л. Карагодина, д-р мед. наук; А.П. Путилина, канд. мед. наук; А.А. Гацолаев; А.Н. Смирнов; Ю.В. Полянский

     

    ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

     

    Директор В.А. Дроздов

     

    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. № 59

     

    ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 1994 г.



    Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

     

    Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

    1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки  фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.

    1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука img1, дБА.

     

    2. АППАРАТУРА

     

    2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.

    Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.

    2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения  шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.

    2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

     

    Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

     

    3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

     

    3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.

    3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность  проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.

    3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.

    3.4. Измерение не должно проводиться во время  выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для  защиты измерительного микрофона от ветра.

    3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

     

    4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

     

    4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5img2 0,2) м от оси  ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5img30,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.

    В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5img40,1) м от уровня земли.

    4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25img50,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5img60,1) м от уровня земли.

    В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 img7 0,1) м от уровня земли.

    4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.

    4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А», а переключатель временной характеристики  - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.

    4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать  проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.

    4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.

    4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.

    4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.

    4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука img8, дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.

    4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.

    4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных средств, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.

    4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

     

    5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

     

    5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.

    5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.

    5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого  входят только трамваи, при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.

    5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при  проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.



    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Обязательное

     

    ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ

    ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

     

    1. Место  проведения измерения.

    2. Дата и время проведения измерения.

    3. Продолжительность проведения измерения.

    4. Аппаратура.

    5. Эквивалентный уровень звука.

    6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

    7. Форма 2 для расчета  эквивалентного уровня звука  транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

    8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

    9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.

    10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.

    11. Схематический ситуационный план участка.

    12. Поперечный разрез участка.

    13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.

    14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.

    15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.

    16. Название организации, проводившей измерение.

    17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

     

    Форма 1

     

    Уровни звука, дБА



                                         


                                         


                                         

     

    Форма 2

     

    Интервалы уровней звука, дБА

    Отметка отсчетов уровней звука в интервале

    Число отсчетов уровней звука  в интервале

    Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

    Частные индексы

    1

    2

    3

    4

    5

    От 18 до 22

           

    « 23 « 27

           

    « 28 « 32

           

    « 33 « 37

           

    « 38 « 42

           

    « 43 « 47

           

    « 48 « 52

           

    « 53 « 57

           

    « 58 « 62

           

    « 63 « 67

           

    « 68 « 72

           

    « 73 « 77

           

    « 78 « 82

           

    « 83 « 87

           

    « 88 « 92

           

    « 93 « 97

           

    « 98 « 102

           

    Суммарное число отсчетов уровней звука ...    Суммарный индекс ...

     

    img9...дБА. Эквивалентный уровень звука img10 ...дБА.

    Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.

     

     

    Форма 3

     

                                     
     

    Виды транспортных средств

       

    Трамваи


    Направление движения


    Легковые автомобили

    Грузовые автомобили, автомобили- тягачи и автопоезда


    Автобусы


    Троллейбусы

    Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды

    Суммарное число транспортных средств

    Интенсивность движения, ед./ч



    Число

    Интенсивность движения, тр./ч

     

    Число

    Доля, %

    Число

    Доля, %

    Число

    Доля, %

    Число

    Доля, %

    Число

    Доля, %

           

    А - Б

                               

    Б - А

                               

    В обоих направлениях

                               

     

    Примечания:

    1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.

    2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.

    3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.

    4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/img11 , где img12 - продолжительность измерения, мин.

    5. Направление А - Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.

     

     

    Форма 4

     

                                     

    Уровень звука img13, дБА

    Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном

    img14, с

    Длина трамвая

    img15, м

    Скорость движения трамвая

    img16, м/с

    Время действия уровня звука

    img17 дБА, img18, с

    1

    2

    3

    4

    5

     

    Примечания:

    1. Скорость движения трамвая img19, м/с, следует определять по формуле

     

    img20

    где img21- длина трамвая, м;

    img22- время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.

    2. Время действия уровня звука img23 дБА, img24, с, следует определять по номограмме.

     

    Форма 5

     

                                     

    Тип поезда

    Уровень звука

    img25, дБА

    Время проезда поезда перед измерительным микрофоном

    img26, с

    Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного  пути длиной 50 м

    img27, с

    Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м

    img28, с

    Скорость движения поезда

    img29, м/с

    1

    2

    3

    4

    5

    6

     

    Примечание. Скорость движения поезда img30, м/с следует определять по формуле

     

    img31

     

    img32



    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Рекомендуемое

     

    РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА,

    В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ,

    ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

     

    Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

    1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.

    2. Измеренные уровни звука (форма 1 приложения  1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.

    3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.

    4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней  звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.

     

     

    Таблица 1

     

                         

    Доля числа

    Интервалы уровней звука, дБА

    отсчетов в данном интервале уровней звука

    От 18

    до 22

    От 23

    до 27

    От 28

    до 32

    От 33

    до 37

    От 38

    до 42

    От 43

    до 47

    От 48

    до 52

    От 53

    до 57

    От 58

    до 62

    От 63

    до 67

    в суммарном числе отсчетов, %

    Частные индексы

    0,1

    0

    0

    0

    0

    1

    3

    10

    32

    100

    316

    0,2

    0

    0

    0

    1

    2

    6

    20

    63

    200

    632

    0,3

    0

    0

    0

    1

    3

    9

    30

    95

    300

    949

    0,4

    0

    0

    0

    1

    4

    13

    40

    126

    400

    1265

    0,5

    0

    0

    1

    2

    5

    16

    50

    158

    500

    1581

    0,6

    0

    0

    1

    2

    6

    19

    60

    190

    600

    1897

    0,7

    0

    0

    1

    2

    7

    22

    70

    221

    700

    2213

    0,8

    0

    0

    1

    3

    8

    25

    80

    253

    800

    2530

    0,9

    0

    0

    1

    3

    9

    28

    90

    285

    900

    2846

    1,0

    0

    0

    1

    3

    10

    32

    100

    316

    1000

    3162

    1,3

    0

    0

    1

    4

    13

    41

    130

    411

    1300

    4111

    1,7

    0

    1

    2

    5

    17

    54

    170

    538

    1700

    5375

    2,0

    0

    1

    2

    6

    20

    63

    200

    632

    2000

    6324

    3

    0

    1

    3

    9

    30

    95

    300

    949

    3000

    9486

    4

    0

    1

    4

    13

    40

    126

    400

    1265

    4000

    12648

    5

    1

    2

    5

    16

    50

    158

    500

    1581

    5000

    15810

    6

    1

    2

    6

    19

    60

    190

    600

    1897

    6000

    18972

    7

    1

    2

    7

    22

    70

    221

    700

    2213

    7000

    22134

    8

    1

    3

    8

    25

    80

    253

    800

    2530

    8000

    25296

    9

    1

    3

    9

    28

    90

    285

    900

    2846

    9000

    28458

    10

    1

    3

    10

    32

    100

    316

    1000

    3162

    10000

    31620

    12

    1

    4

    12

    38

    120

    379

    1200

    3794

    12000

    37944

    14

    1

    4

    14

    44

    140

    443

    1400

    4427

    14000

    44268

    16

    2

    5

    16

    51

    160

    506

    1600

    5059

    16000

    50592

    18

    2

    6

    18

    57

    180

    569

    1800

    5692

    18000

    56976

    20

    2

    6

    20

    63

    200

    632

    2000

    6324

    20000

    63240

    25

    3

    8

    25

    79

    250

    791

    2500

    7905

    25000

    79050

    30

    3

    9

    30

    95

    300

    949

    3000

    9486

    30000

    94860

    35

    4

    11

    35

    111

    350

    1107

    3500

    11067

    35000

    110670

    40

    4

    13

    40

    126

    400

    1265

    4000

    12648

    40000

    126480

    45

    5

    14

    45

    142

    450

    1423

    4500

    14229

    45000

    142290

    50

    5

    16

    50

    158

    500

    1581

    5000

    15810

    50000

    158100

    60

    6

    19

    60

    190

    600

    1897

    6000

    18972

    60000

    189720

    70

    7

    22

    70

    221

    700

    2213

    7000

    22134

    70000

    221340

    80

    8

    25

    80

    253

    800

    2530

    8000

    25296

    80000

    252960

    90

    9

    28

    90

    285

    900

    2846

    9000

    28458

    90000

    284580

    100

    10

    32

    100

    316

    1000

    3162

    10000

    31620

    100000

    316200

     

    Продолжение табл. 1

     

                   

    Доля числа

    Интервалы уровней звука, дБА

    отсчетов  в данном интервале уровней звука в

    От 68

    до 72

    От 73

    до 77

    От 78

    до 82

    От 83

    до 87

    От 88

    до 92

    От 93

    до 97

    От 98

    до 102

    суммарном числе отсчетов, %

    Частные индексы

    0,1

    1000

    3162

    10000

    31620

    100000

    316200

    1000000

    0,2

    2000

    6324

    20000

    63240

    200000

    632400

    2000000

    0,3

    3000

    9486

    30000

    94860

    300000

    948600

    3000000

    0,4

    4000

    12648

    40000

    126480

    400000

    1264800

    4000000

    0,5

    5000

    15810

    50000

    158100

    500000

    1581000

    5000000

    0,6

    6000

    18972

    60000

    189720

    600000

    1897200

    6000000

    0,7

    7000

    22134

    70000

    221340

    700000

    2213400

    7000000

    0,8

    8000

    25296

    80000

    252960

    800000

    2529600

    8000000

    0,9

    9000

    28458

    90000

    284580

    900000

    2845800

    9000000

    1,0

    10000

    31620

    100000

    316200

    1000000

    3162000

    10000000

    1,3

    13000

    41106

    130000

    411060

    1300000

    4110600

    13000000

    1,7

    17000

    53754

    170000

    537540

    1700000

    5375400

    17000000

    2,0

    20000

    63240

    200000

    632400

    2000000

    6324000

    20000000

    3

    30000

    94860

    300000

    948600

    3000000

    9486000

    30000000

    4

    40000

    126480

    400000

    1264800

    4000000

    12648000

    40000000

    5

    50000

    158100

    500000

    1581000

    5000000

    15810000

    50000000

    6

    60000

    189720

    600000

    1897200

    6000000

    18972000

    60000000

    7

    70000

    221340

    700000

    2213400

    7000000

    22134000

    70000000

    8

    80000

    252960

    800000

    2529600

    8000000

    25296000

    80000000

    9

    90000

    284580

    900000

    2845800

    9000000

    28458000

    90000000

    10

    100000

    316200

    1000000

    3162000

    10000000

    31620000

    100000000

    12

    120000

    379440

    1200000

    3794400

    12000000

    37944000

    120000000

    14

    140000

    442680

    1400000

    4426800

    14000000

    44268000

    140000000

    16

    160000

    505920

    1600000

    5059200

    16000000

    50592000

    160000000

    18

    180000

    569160

    1800000

    5691600

    18000000

    56916000

    180000000

    20

    200000

    632400

    2000000

    6324000

    20000000

    63240000

    200000000

    25

    250000

    790500

    2500000

    7905000

    25000000

    79050000

    250000000

    30

    300000

    948600

    3000000

    9486000

    30000000

    94860000

    300000000

    35

    350000

    1106700

    3500000

    11067000

    35000000

    110670000

    350000000

    40

    400000

    1264800

    4000000

    12648000

    40000000

    126480000

    400000000

    45

    450000

    1422900

    4500000

    14229000

    45000000

    142290000

    450000000

    50

    500000

    1581000

    5000000

    15810000

    50000000

    158100000

    500000000

    60

    600000

    1897200

    6000000

    18972000

    60000000

    189720000

    600000000

    70

    700000

    2213400

    7000000

    22134000

    70000000

    221340000

    700000000

    80

    800000

    2529600

    8000000

    25296000

    80000000

    252960000

    800000000

    90

    900000

    2845800

    9000000

    28458000

    90000000

    284580000

    900000000

    100

    1000000

    3162000

    10000000

    31620000

    100000000

    316200000

    1000000000

     

     

    5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.

    6. Определяют величину img33, дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

     

    Таблица 2

     

                   

    Суммарный индекс

    img34, дБА

    Суммарный индекс

    img35, дБА

    Суммарный индекс

    img36, дБА

    Суммарный индекс

    img37, дБА

    10

    10

    1585

    32

    251200

    54

    39810000

    76

    13

    11

    1995

    33

    316200

    55

    50120000

    77

    16

    12

    2512

    34

    398100

    56

    63100000

    78

    20

    13

    3162

    35

    501200

    57

    79430000

    79

    25

    14

    3981

    36

    631000

    58

    100000000

    80

    32

    15

    5012

    37

    794300

    59

    125900000

    81

    40

    16

    6310

    38

    1000000

    60

    158500000

    82

    50

    17

    7943

    39

    1259000

    61

    199500000

    83

    63

    18

    10000

    40

    1585000

    62

    251200000

    84

    79

    19

    12590

    41

    1995000

    63

    316200000

    85

    100

    20

    15850

    42

    2512000

    64

    398100000

    86

    126

    21

    19950

    43

    3162000

    65

    501200000

    87

    159

    22

    25120

    44

    3981000

    66

    631000000

    88

    200

    23

    31620

    45

    5012000

    67

    794300000

    89

    251

    24

    39810

    46

    6310000

    68

    100000000

    90

    316

    25

    50120

    47

    7943000

    69

       

    398

    26

    63100

    48

    10000000

    70

       

    501

    27

    79430

    49

    12590000

    71

       

    631

    28

    100000

    50

    15850000

    72

       

    794

    29

    125900

    51

    19950000

    73

       

    1000

    30

    158500

    52

    25120000

    74

       

    1259

    31

    199500

    53

    31620000

    75

       

     

    7. Эквивалентный уровень звука img38, дБА, вычисляют по формуле

     

    img39

     

    Пример расчета

     

    На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.

    Форма 1

     

                                             

    Уровни звука, дБА

    59

    63

    65

    64

    66

    65

    67

    67

    69

    71

    74

    75

    73

    71

    68

    69

    71

    70

    73

    74

    72

    68

    67

    65

    63

    63

    65

    67

    68

    70

    71

    72

    74

    72

    70

    69

    67

    67

    65

    64

    64

    66

    67

    67

    69

    70

    70

    72

    73

    75

    73

    71

    71

    69

    69

    68

    66

    68

    69

    71

    71

    70

    68

    67

    65

    66

    65

    63

    64

    66

    67

    66

    69

    70

    71

    71

    70

    69

    68

    68

    66

    67

    65

    66

    68

    70

    71

    70

    72

    74

    75

    73

    72

    70

    68

    69

    71

    70

    71

    68

    69

    71

    70

    72

    74

    76

    74

    75

    77

    75

    76

    74

    73

    71

    73

    70

    69

    71

    73

    75

    74

    76

    77

    77

    75

    76

    74

    73

    71

    70

    72

    69

    68

    70

    73

    71

    74

    75

    77

    75

    76

    73

    72

    69

    66

    68

    67

    66

    65

    63

    62

    63

    64

    61

    62

    60

    61

    63

    65

    64

    67

    68

    70

    73

    71

    72

    74

    74

    75

    74

    71

    70

    68

    70

    69

    67

    63

    62

    64

    67

    66

    68

    69

    71

    71

    73

    74

    72

    70

    73

    76

    75

    73

    70

    68

    66

    67

    69

    67

    65

    63

    65

    64

    65

    67

    66

    67

    69

    72

    73

    74

    76

    75

    77

    79

    77

    75

    76

    73

    71

    69

    66

    64

    63

    65

    63

    64

    63

    65

    67

    70

    71

    70

    72

    71

    73

    75

    74

    76

    77

    76

    74

    71

    70

    71

    69

    67

    68

    66

    65

    64

    62

    64

    68

    69

    72

    74

    75

    77

    80

    76

    73

    71

    69

    67

    68

    65

    67

    69

    68

    70

    71

    70

    72

    72

    69

    67

    64

    63

    61

    60

    63

    66

    65

    67

    70

    73

    74

    77

    75

    72

    70

    71

    69

    70

    68

    67

    65

    62

    61

     

    Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука img40, дБА.

    Расчет производим в следующем порядке.

     

    1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.

    2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

     

    Форма 2

     

                                           

    Интервалы уровней звука, дБА

    Отметки отсчетов уровней

    звука в интервале

    Число отсчетов уровней звука в интервале

    Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

    Частные индексы

    1

    2

    3

    4

    5

    От 18 до 22

           

    « 23 « 27

           

    « 28 « 32

           

    « 33 « 37

           

    « 38 « 42

           

    « 43 « 47

           

    « 48 « 52

           

    « 53 « 57

           

    « 58 « 62

    ////////////

    12

    4

    4000

    « 63 « 67

    //////////////////////////////

    //////////////////////////////

    ////////////////////////////

    88

    30

    94860

    « 68 « 72

    ////////////////////////////////////////

    ///////////////////////////////////////

    ///////////////////////////////////////////

    123

    40

    400000

    « 73 « 77

    /////////////////////////

    /////////////////////////

    /////////////////////////

    75

    25

    790500

    « 78 « 82

    //

    2

    0,7

    70000

    « 83 « 87

           

    « 88 « 92

           

    « 93 « 97

           

    « 98 « 102

           

     

    Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360 img41=61 дБА. Эквивалентный уровень звука img42 =71 дБА.

     

    Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.

    3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %.

    Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.

    4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).

    Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д.

    Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.

    5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.

    6. Для полученного суммарного индкеса определяем по табл. 2 приложения 2 величину img43 , дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).

    7. Вычисляем эквивалентный уровень звука img44, дБА, по формуле

     

    img45 дБА.



    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Рекомендуемое

     

    РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

     

    Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

    1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука img46, дБА, по формуле

     

    img47

     

    где img48- измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

    n - число измеренных уровней звука.

    2. Определяют среднее значение времени действия img49, с, уровней звука img50 по формуле

     

    img51

     

    где img52 - время действия, с, уровней звука  img53 (графа 6 формы 5 приложения 1).

    3. Определяют величину поправки img54, дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука img55.

     

                                           

    Среднее значение времени действия

    img56, с, уровней звука img57

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Поправка

    img58, дБА

    -30,8

    -29,5

    -28,6

    -27,8

    -27,1

    26,5

     

    4. Определяют величину поправки 10 img59, дБА, где n - число измеренных уровней звука.

    5. Эквивалентный уровень звука img60, дБ, вычисляют по формуле

    img61



    Пример расчета

     

    На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме

     

    Форма

     

                                           

    Модель трамвая

    Уровень звука

    img62, дБА

    Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном img63, с

    Длина трамвая

    img64, м

    Скорость движения трамвая

    img65, м/с

    Время действия

    img66, с, уровня звука

    img67

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Т-2

    88

    1,3

    15

    11,5

    4,7

    »

    82

    1,2

    15

    12,5

    4,3

    »

    88

    2,8

    30

    10,7

    7,4

    »

    88

    1,4

    15

    10,7

    5,0

    »

    87

    1,4

    15

    10,7

    5,0

    »

    88

    1,5

    15

    10,0

    5,4

    »

    88

    1,4

    15

    10,7

    5,0

    »

    86

    2,7

    30

    11,1

    7,2

    »

    86

    1,4

    15

    10,7

    5,0

    »

    87

    1,3

    15

    11,5

    4,7

    »

    88

    1,4

    15

    10,7

    5,0

    »

    86

    1,2

    15

    12,5

    4,3

    »

    86

    1,3

    15

    11,5

    4,7

    »

    87

    2,7

    30

    11,1

    7,2

    »

    87

    1,5

    15

    10,0

    5,4

    »

    86

    1,4

    15

    10,7

    5,0

    »

    85

    1,3

    15

    11,5

    4,7

    »

    86

    1,4

    15

    10,7

    5,0

    »

    87

    2,6

    30

    11,5

    6,9

    »

    85

    1,2

    15

    12,5

    4,3

     

    Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

    1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

     

    img68дБА.

     

    2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука img69

     

    img70 с.

     

    3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука img71

     

    img72дБА.

     

    4. Определяем величину поправки 10 img73. В рассматриваемом примере n=20.

     

    10 img74=13 дБА.

     

    5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

     

    img75=86,6 - 28,4 + 13 + 3=74,2 дБА img7674 дБА.



    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Рекомендуемое

     

    РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА

    ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

     

    Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

    1. Вычисляют эквивалентные уровни звука img77, дБА, отдельных поездов по формуле

     

    img78

     

    где img79img80-й уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

    img81 - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;

    img82 - время проезда img83-го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);

    img84 - скорость движения img85-го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);

    img86 - расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно img87=25 м.

    2. Эквивалентный уровень звука img88, дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов, img89, дБА, по формуле

     

    img90

    или при помощи таблицы.

     

                                           

    Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    15

    20

    img91, дБА

                             

    Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА

    3,0

    2,5

    2,0

    1,8

    1,5

    1,2

    1,0

    0,8

    0,6

    0,5

    0,4

    0,2

    0,1

     

    Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производится последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:

    вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;

    определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;

    производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.

    Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т. д.

     

    Пример расчета

     

    На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

     

    Форма

     

                                           

    Тип поезда

    Уровень звука, img92, дБА

    Время проезда поезда перед измерительным микрофоном

    img93, с

    Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м

    img94, с

    Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м

    img95, с


    Скорость движения поезда

    img96, м/с

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Электропоезд

    85

    11,6

    2,2

    2,1

    23,2

    То же

    83

    11,9

    2,2

    2,2

    22,7

    «

    82

    15,5

    2,9

    2,9

    17,5

    «

    88

    9,3

    2,0

    2,1

    24,4

    «

    82

    13,4

    2,4

    2,6

    20,0

    Пассажирский

    78

    23,1

    2,8

    2,8

    17,8

    Электропоезд

    79

    16,2

    3,0

    3,0

    16,7

    То же

    82

    13,1

    2,4

    2,4

    20,8

    «

    89

    11,0

    2,1

    2,0

    24,4

    Грузовой

    80

    92,0

    3,9

    3,6

    13,4

    Электропоезд

    78

    17,6

    3,2

    3,4

    15,2

    То же

    86

    8,9

    1,9

    2,0

    25,1

     

    Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

    1. Вычисляем эквивалентные уровни звука img97, дБА, отдельных поездов по формуле    

     

    img98

     

    Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен

     

    img99

    img100 дБА

     

    2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

     

    64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.

     

    3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука

    64,2 - 64,2 =0.

     

    По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.

    Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука

    64,2 + 3=67,2.

     

    Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука

     

    67,2 - 62,5=4,7 дБА.

     

    По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука

     

    67,2 + 1,3=68,5 дБА.

     

    Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т. д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем  значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа

     

    img101=71,1 дБА img10271 дБА.