Строительная компания Арзан

Строительство домов и коттеджей под ключ

Офис 8(347)2355920  

Бесплатный звонок  8(800)2345920  

Консультация 8(917)4100006

 

    ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения

    ГОСТ Р 22.1.01-95

    Государственный стандарт Российской Федерации

    Безопасность

    в чрезвычайных ситуациях

    Мониторинг и прогнозирование

    Основные положения

    Предисловие

    1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

    Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

    2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 г. № 560

    3. Введен впервые

    Содержание

    1. Область применения

    2. Нормативные ссылки

    3. Определения и сокращения

    4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС

    5. Требования к нормативному обеспечению

    6. Требования к метрологическому обеспечению

    ГОСТ Р 22.1.01-95

    Государственный стандарт Российской Федерации

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях

    Мониторинг и прогнозирование

    Основные положения

    Safety in emergencies.

    Monitoring and forecasting.

    Basic principles

    Дата введения 1997(01(01

    1. Область применения

    Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее ( мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.

    Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.

    2. Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий

    ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

    ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

    ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

    ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий

    ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения

    ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель

    3. Определения и сокращения

    3. 1. В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:

    3.1.1. мониторинг окружающей среды ( по ГОСТ Р 22.1.02.

    3.1.2. прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС ( по ГОСТ Р 22.1.02.

    3.1.3. метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

    4. Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС

    4.1. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:

    ( организационной структуры;

    ( общей модели системы, включая объекты мониторинга;

    ( комплекса технических средств;

    ( моделей ситуации (моделей развития ситуаций);

    ( методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;

    ( информационной системы.

    4.1.1. Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:

    ( природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;

    ( биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;

    ( техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;

    ( чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.

    4.1.2. Организационная структура в общем случае включает в себя:

    ( орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);

    ( службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);

    ( службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;

    ( службу технического обеспечения деятельности системы.

    4.1.3. Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:

    ( обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;

    ( обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации ( в соответствии с моделью ЧС).

    4.1.4. Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:

    ( общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;

    ( комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;

    ( критерии принятия решений.

    Примечание ( При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.

    4.1.5. Методы наблюдения и контроля должны содержать:

    ( описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;

    ( значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

    ( режим наблюдений- непрерывный или периодический;

    ( точность измерений наблюдаемых параметров;

    ( правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.

    4.1.6. Методы прогнозирования ЧС включают:

    ( описание прогнозируемых процессов, явлений;

    ( перечень исходных данных для прогнозирования;

    ( правила оценки репрезентативности исходных данных;

    ( алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;

    ( перечень выходных данных.

    4.1.7. Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.

    Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.

    Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.

    Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.

    4.2. В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:

    ( глобальный;

    ( национальный;

    ( региональный;

    ( местный;

    ( локальный.

    Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.

    5. Требования к нормативному обеспечению

    5.1. Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:

    ( законодательные акты;

    ( нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;

    ( нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.

    5.2. Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.

    5.3. В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.

    6. Требования к метрологическому обеспечению

    6.1. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.

    6.2. Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.

    6.3. Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).

    6.4. Требования к точности изменений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.



    Ключевые слова: безопасность, чрезвычайная ситуация, мониторинг, прогнозирование, система мониторинга и прогнозирования, уровни мониторинга, основные элементы системы мониторинга, модель системы мониторинга, модели ситуаций, методы наблюдения и контроля, методы прогнозирования, информационная система мониторинга, нормативное обеспечение мониторинга и прогнозирования, метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций